В этой статье речь пойдет об отслеживании 404 ошибок с помощью события и параметров визита с использованием Google Tag Manager и без него.
Когда читатель переходит на веб-сайт по неправильной ссылке или на несуществующую страницу, он может увидеть предупреждение о 404 ошибке. Решив, что ваш сайт не пашет, он может быстро покинуть его, не произведя никаких полезных для вас действий.
Есть множество факторов появления 404 ошибок:
- был введен неправильный URL-адрес;
- битая гиперссылка (перестала работать);
- адрес страницы был изменен (в данном случае поможет 301 редирект, который указывает роботам ПС, что страница перемещена по новому адресу, а старый адрес следует считать устаревшим);
- содержание запрашиваемой странички по какой-никакой причине может быть спрятано от пользователей, а переадресовывание идет на 404 страницу;
- страница была удалена или прекращено существование всего сайта;
- направленная DDoS-атака/взлом с целью дестабилизации.
Примечание: встречаются различные сообщения 404 — 404 ошибка, 404 Not Found, 404 Error, HTTP 404 Not Found, Страница не найдена, The page cannot be found, The requested URL was not found on this server и т.д.
Благодаря приведенной далее настройке, вы сможете прослеживать 404 ошибки для своего сайта вместе с адресами несуществующих страниц, на которые попадаются ваши посетители, а также узнать, откуда они попадают на эти странички.
Для отслеживания 404 ошибок в Яндекс.Метрике вы можете пойти одним из трех представленных путей:
- использовать стандартный отчет по страницам в интерфейсе Яндекс.Метрики;
- использовать JavaScript-событие и параметры визита (все настройки выполняются напрямую);
- использовать JavaScript-событие и параметры визита (все настройки выполняются через Google Tag Manager).
Давайте рассмотрим каждый вариант подробнее.
№1. Отслеживание 404 ошибок с помощью стандартного отчета
Если на вашем сайте есть отдельная страничка с 404 ошибкой, на которую попадают пользователи, и в ее заголовке есть особое обозначение, которое выделяет ее ото всех иных страниц вашего сайта, вы можете прослеживать такие переходы с помощью типового отчета Яндекс. Например, на моем сайте в заголовке страницы (title) на странице с 404 ошибкой написано Страница не найдена.
Отчет в Яндекс.Метрике находится в разделе Отчеты — Содержание — Заголовки страниц.
Открыв его, сразу же добавьте в отчет через Группировки параметры Заголовок страницы, Адрес страницы и Реферер.
Реферер содержит URL источника запроса. Например, если пользователь перейдет с одной страницы на другую, реферер будет содержать адрес его первой страницы посещения. Заголовок страницы берется из элемента title, а Адрес страницы отображает текущий URL-страницы.
Сверху над таблицей выберите линейный список и в поле поиска введите заголовок страницы 404 ошибки, чтобы отфильтровать данные.
Таким образом, в отчете останутся только те страницы, которые имеют 404 ошибку. Поскольку дополнительно вы добавили параметры Адрес страницы и Реферер, то вы можете проанализировать адреса несуществующих страниц, на которые попадают ваши посетители, а также узнать, откуда они переходят на эти страницы.
Если вам неудобно анализировать данные в самой Яндекс.Метрике, вы можете выгрузить эти данные к себе на компьютер с помощью экспорта в форматы .xlsx или .csv.
А затем открыть эту таблицу в Excel, чтобы легко привести статистику в нужный вид, увидеть список несуществующих URL за выбранный диапазон дат и отфильтровать/подсветить какие-то значения.
Это самый простой способ отслеживания 404 ошибок в Яндекс.Метрике с помощью встроенного отчета, без использования диспетчера тегов Google, JavaScript-события, параметров визитов и дополнительных конструкций/кодов, когда на вашем сайте есть отдельная страница 404.
№2. Отслеживание 404 ошибок напрямую (JavaScript-событие + параметры визитов)
Если ваш код счетчика Яндекс.Метрики и все настройки выполняются напрямую (без использования Google Tag Manager и других систем управления тегами), тогда вам необходимо выполнить следующее.
— перейдите в раздел Цели и создайте цель типа JavaScript-событие. Задайте название цели и добавьте идентификатор. Например: Отслеживание 404 ошибок и 404error.
Скопируйте код цели для сайта. Чуть ниже мы модифицируем эту конструкцию.
На следующем этапе вам может понадобиться помощь разработчика, который добавит нижеприведенный скрипт в исходный код шаблона вашей 404-страницы. Как правило, в большинстве CMS-движков присутствует отдельный шаблон страницы 404. Например, в моем блоге (сделан на WordPress) на хостинге лежит файл 404.php.
Открыв его, я увижу исходный код страницы.
Именно сюда вам или вашему программисту необходимо будет добавить такой код:
<script type="text/javascript"> var ref = document.referrer; var url = document.location.href; var params404 = {'404 ошибка': {'URL-адрес': url, 'Реферер': ref}}; ym(XXXXXXXX, 'reachGoal', '404error', params404); </script>
, где:
- var ref = document.referrer — переменная ref, которой присваивается URI страницы, с которой был совершен переход на текущую 404 страницу;
- var url = document.location.href — переменная url, которой присваивается значение всего URL-адреса текущей страницы из браузера пользователя;
- var params404 = {‘404 ошибка’: {‘URL-адрес’: url, ‘Реферер’: ref}} — создается JavaScript-объект, в котором с помощью иерархической структуры передается два параметра визита — URL-адрес со значением, извлеченным из переменной url, и Реферер со значением, извлеченным из переменной ref.
- ym(XXXXXXXX, ‘reachGoal’, ‘404error’, params404) — конструкция JavaScript-события с дополнительным аргументом params404, а XXXXXXXX — идентификатор вашего счетчика Яндекс.Метрики.
Этот код вставьте в шаблон вашей 404 страницы и сохраните изменения. После этого, при посещении несуществующей страницы в Яндекс.Метрику будет отправляться информация о событии 404error и дополнительных параметрах визита — URL-адресах таких страниц и их источниках (реферере).
Проверить корректность передачи данных можно несколькими способами:
- добавить к URL-адресу с 404 ошибкой параметр _ym_debug со значением 1. Например, https://osipenkov.ru/takoj-stranicy-net/?_ym_debug=1
Далее необходимо вызвать консоль разработчика и перейти на вкладку Console. Вы должны увидеть строчку с PageView. Counter XXXXXXXX. Это первый хит на странице, свидетельствующий о просмотре страницы. Совершив отслеживаемое событие, вы увидите другую строчку с методом Reach goal. Если у вас есть возможность перейти на несуществующий URL-адрес с другого источника, тогда и параметру визита Реферер присвоится значение.
В моем примере я совершил переход с сайта http://techniqa.ru/ на страницу https://osipenkov.ru/takoj-stranicy-net/, которой на моем сайте нет. Поэтому зарегистрировалось событие 404 и вместе с ним передалось два параметра визита.
- использовать готовое расширение для браузера. Например, Yandex Metrica Debugger или Яндекс.Метрика Инспектор.
Активировав одно из них, вы можете открыть консоль разработчика, перейти на вкладку с данным расширением и совершить на сайте настроенное событие. Оно также должно отобразится в списке событий с параметром визита.
Источник: osipenkov.ru