От хорошего к великому - аватар статьи

«От хорошего к великому»: книга-исследование

Книга «От хорошего к великому» — это результат 5-летнего исследования. Вы представляете? Джим, автор бестселлера, собрал команду разношерстных специалистов (среди которых профессора) и пять лет работал над книгой. И у них получилась великолепная вещь…

О чем книга «От хорошего к великому»?

В двух словах: книга отвечает на вопрос «Как хорошей компании стать великой?». Не как построить великую компанию (с нуля), а как перейти из уровня хорошистов в уровень гениев. Как, имея приличный уровень, сделать его выдающимся. Это ключевой момент, друзья.

В результате исследования, команда автора вывела список особенностей великих компаний. Оказывается, у всех великих компаний был общий набор атрибутов успеха, назовем их так. И для каждой такой особенности Джим отвел отдельную главу книги.

Кто такой Джим Коллинз?

Если ориентироваться на биографию, представленную на официальном сайте автора, то все началось в 1992 году. Джим получил награду за научно-педагогическую деятельность в Стэнфордской Высшей школе бизнеса.

На изображении автор книги - Джим Коллинз
Джим Коллинз — не молод

В 1994 году выходит книга «Построенные навечно», которая является результатом многолетнего исследования. С нее начинается слава автора, как настоящего исследователя. Но «От хорошего к великому» оказалась просто бомбической. Сам автор ставит ее в начало, рекомендуя первой к изучению.

Джим Коллинз является автором и соавтором 6 подобных книг общим тиражом более 10 млн. Впечатляет. Но примечательно, что все книги вокруг лидерства и успеха великих компаний. Я их не читал, но складывается впечатление, что тема «лидерства» просто обсасывается со всех сторон ради коммерческого успеха издания.

Так или иначе, Джим меня очень порадовал. Я люблю книги-исследования, потому что им можно доверять. Это, мать его, почти научный труд. Это не субъективная оценка автора, когда человек делится опытом. Это работа с историческими общедоступными фактами. Я могу доверять этой книге, спасибо.

Узнать больше про Джима Коллинза:

Суть исследования Джима Коллинза

Идея исследования, которое описано в книге, заключается в следующем. Команда автора проанализировала список компаний из журнала Fortune 500 за пятьдесят лет. Каждый год журнал публикует ТОП компаний Америки по доходности. Таким образом, был составлен список самых успешных компаний страны.

Затем данный список подвергся жесткому последовательному фильтру. Фильтров было несколько, но в итоге у команды получился список из 11 компаний, которые оказались выдающимися. В качестве основных критериев были установлены:

  • компания — открытое акционерное общество;
  • доходность компании минимум в 3 раза выше рынка на протяжении минимум 15 лет.
На изображении сито как аллегория
Берем лучших — отсеиваем великих

Почему ОАО? Потому что информация по данным компаниям официально в открытом доступе. Все нужные для исследования цифры.

Почему такой уровень доходности? Потому что в 3 раза — это очень сильный результат. А 15 лет, чтобы отфильтровать компании с устойчивым результатом.

В итоге из нескольких тысяч компаний осталось 11 великих. Им в сравнение был поставлен список из «хороших компаний» — которые имели схожий уровень доходности, но не имели устойчивого результата во времени. Эти компании сдулись.

Результаты исследования

Результатом исследования стал набор концепций, которые присутствуют у всех 11 великих компаний из списка. Это список ключевых отличий, которые делают хорошие компании великими. И поданы они так легко и доступно, что читать просто по кайфу.

Неожиданное наблюдение. Разумеется, я не эксперт по американскому рынку и все такое. Но из списка великих компаний я слышал только про две! Остальные великие компании оказались для меня открытием. Я узнал про их существование впервые.

Вот 2 великие компании из списка Джима, которые оказались мне известны. Philip Morris — гигантер табачного рынка (ковбоя Мальборо все помнят?) и других «грешных» товаров (кофе, алкоголь и прочие товары для зависимых). А также Gilette, которая не нуждается в представлении

Основные смыслы «От хорошего к великому»

Как правило, после прочтения книги я составляю список смыслов. Это идеи каждой главы, теги, которые позволяют быстро освежить прочитанное. Но автор позаботился об этом, разместив в конце каждой главы подобный список идей.

Поэтому ниже я кратко приведу все 6 концепций, которые были обнаружены автором. Эти концепции есть у каждой великой компании. У хороших тоже было парочку, но не все.

На изображении схематично основные концепции великих компаний
Основные концепции книги — изображение из книги

Концепции великих

Руководители 5-го уровня

При взгляде на это словосочетание, я невольно вспоминаю Джину Грей из люди Х :).

Руководители 5-го уровня — это фанатики, которые делают бомбические вещи ради компании, которая будет жить после них.  Они ставят амбиции компании выше своих. А потому редко имеют общественную популярность: для них это совсем не важно.

Сначала кто — затем что

Идея в том, что руководители 5-го уровня сначала ищут нужных, правильных людей, а уже потом думают, что будут делать. Сначала люди — потом обязанности. Характер и мышление приоритетнее, чем навыки. Навыки можно быстро получить, освоить.

Смотрите суровым фактам в лицо

Парадокс Стокдейла: «мы не справимся к Рождеству, но мы точно знаем, что добьемся своего рано или поздно». Мотивировать людей — пустая трата времени. Если в команде нужные люди — мотивация не нужна.

Концепция «Ежа»

  • в чем мы можем быть лучшими в мире (+в чем никогда не станем лучшими);
  • основной экономический показатель (у Google, например, это прибыль на один поисковый запрос, у Nucor прибыль с готовой тонны стали и т.д.);
  • что мы готовы делать каждый день из любви, страсть.

Внутри этих трех кругов находится понимание простой концепции. Концепции ежа, который знает что-то очень важное и делает это во что бы то ни стало. Интересно: проклятие компетенции.

Культура дисциплины

Список того, что не нужно делать, важнее списка того, что нужно делать. Нужно «полоскать творог».

Культура дисциплины = последовательность.

Последовательность выглядит следующим образом: поиск дисциплинированных людей, которые обладают дисциплинированным мышлением, которые делают осознанные действия.

Технологии как акселераторы

Лучшие всегда приспособятся. Технологии являются ускорителями взлета или падения компании, но никогда причиной.

Последовательное следование этим простым концепциям приводит к понятию «маховика». У компаний, которым не удался переход к великому, наблюдается, напротив, «порочный круг».

Теория маховика

  • Маховик = наращивание потенциала + инерционный взлет.
  • Порочный круг = беспорядочные поглощения + руководители, которые меняют направление деятельности компании.
  • Переломного момента нет. «Чудо» случается только для тех, кто смотрит на компанию снаружи. Для тех, кто внутри, это просто очередной последовательный шаг.
  • «Голубые планы» — способ избежать давления аналитиков и инвестировать в будущее.

Зачем становиться великим?

Вот вопрос, который начал беспокоить меня примерно в середине книги. Но Джим дает ответ и на этот вопрос. Даже два ответа. Выбирайте любой, который вам по душе.

  1. Как показывает исследование, сделать что-то великое не требует больше усилий, чем классическое «добиться успеха».
  2. Если ты любишь то, что делаешь, то выкладываешься изо всех сил. Суть в том, чтобы найти эту страсть. Тогда при правильном подходе ты сделаешь свое дело великим. С этой позиции вопрос «зачем?» смещается на «как?».

Лично мне подошел второй ответ. Действительно, когда ты понимаешь смысл и точку приложения своей страсти, то вопрос «зачем» закрывается. Ты начинаешь искать варианты «как?».


Резюме

Уважаемый читатели! Я рекомендую эту книгу просто всем. Она вот лежит сейчас рядом и ее должен прочитать каждый из команды. Как же теперь на одном языке разговаривать?

Концепции великих компаний, обнаруженные автором, являются основополагающими. Она закрывает вопросы делегирования, например. Она закрывает вопрос смысла деятельности каждого, кто не любит работать на дядю. Мне очень понравилось. Спасибо Виталику.

Вы можете найти эту книгу на OZON.RU: искать книгу

P.S. Ну что, будете читать эту книгу? Или вы уже сделали ее настольной?

 

comments powered by HyperComments
(3 проголосовало)